С 1 сентября 2024 года на лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, возлагается обязанность по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Иными словами, появился новый вид страхования, который называется ОСГОП. Вернее, данный вид страховки был и ранее, но теперь ОСГОП обяжут заключать абсолютно всех пассажироперевозчиков.

 

Возникает вопрос, что же всё-таки дает этот полис, для чего он нужен и кому это выгодно? 

 

Не вдаваясь в подробности, это еще один вид страховки, который должен финансово защищать пассажира и его багаж в случае ДТП на такси. 

 

И, как правило, зачастую органы законодательной власти забывают простую истину: важно не только придумать правило, важно прописать и внедрить правовые механизмы, которые исключат возможность обхода этого правила. В противном случае такое правило становится просто пиаром для органов исполнительной власти, а с правовой точки зрения — совершенно мертвой законодательной инициативой и способом обогащения для коррупционеров.

 

Ведь на сегодняшний день по-прежнему действует простая схема, когда так называемая лизинговая компания либо иное юрлицо получает разрешение на перевозку пассажиров и багажа для определённого транспортного средства, а потом данный автомобиль отдают в аренду любому гражданину с неизвестным прошлым, с водительским удостоверением другого государства либо вообще без него, и на законодательном уровне порядок в этой сфере до сих пор не наведен, и даже судебная система в данных ситуациях не усматривает какие-либо нарушения. Все прекрасно понимают, что автомобиль использовался без страховки в такси, но де-юре никакой ответственности за это не предусмотрено, кроме того, что водитель ездил без полиса ОСАГО, но ему на это наплевать, так как он собрался и уехал на родину, а сколько человек пострадает в ДТП и какой тяжести будут телесные повреждения такому водителю такси — совершенно наплевать, владельцы автопарков на сегодняшний день в договорном порядке всю ответственность стараются переложить на водителя. 

 

Конечно, возникает тот же самый вопрос: а кто за этим всем будет следить? Ведь ни для кого не секрет, что на сегодняшний день немалая часть такси ездят по городу по поддельным полисам ОСАГО либо без таковых вообще, за рулем этих автомобилей водители с водительскими удостоверениями иностранных государств или граждане с непонятным прошлым, и по счастливому стечению обстоятельств в кавычках,конечно, всем этим товарищам, как и перевозчикам, почему-то удается уйти от ответственности. При этом мы можем наблюдать и совершенно противоположную картину, а именно, штрафы за неуплату парковки работают безотказно и эффективно, более того, даже слишком эффективно, что приходится обжаловать некоторые штрафы за не оплаченную парковку.

 

Так вот, пока на законодательном уровне не будет установлено, что по всем ДТП, в которых участвовал автомобиль с разрешением на пассажирские перевозки, и неважно, для каких целей такой автомобиль арендовался, несет ответственность исключительно арендодатель, порядка в этой сфере не будет, сколько бы новых страховок ни придумали, пока есть возможность их обхода, правила — это всего лишь закон на бумаге, а нам нужен закон в действии.

Так почему в одном случае закон работает сверхэффективно, а в другом случае практически не работает, кому это выгодно?

 

Понятно, что выгодно арендодателям, арендаторам — физ. лицам (с сомнительным опытом работы и сомнительными документами) и тем, кто закрывает на это глаза, вот только какой ценой.

 

А теперь внимание, какие выплаты положены в случае ДТП по полису ОСГОП:

 

Смерть пассажира — до 2 025 000 ₽

 

Что касаемо компенсации за утрату имущества, то здесь, конечно, не густо: Вред или утрата имущества — до 23 000 ₽

 

Вот вред здоровью лучше, чем было, но, на мой взгляд, все еще недостаточно: Вред здоровью — до 2 000 000 ₽

 

Смерть пассажира даже обсуждать не хочется. Чем руководствовались, утверждая цифру 2025000, не понятно. 25000 накинули на ритуальные услуги? Забавно, такое ощущение, что этот прайс разрабатывался не с позиции того, что человека больше нет, а исключительно с экономической точки зрения, а именно — сколько на этом новшестве сможет заработать страховая компания и сколько сможет отдать обратно на выплаты. 

 

Но, есть и хорошие новости: помимо выплат, предусмотренных ОСГОП, пострадавший также сможет обратиться и в страховую виновника, где он получит дополнительные выплаты по полису ОСАГО.

 

Возникает вопрос: такое ощущение, как будто законодатель оставляет небольшую лазейку для страховой компании, экономя тем самым ее деньги, то есть по смыслу выходит так, что лицо, которое пострадало в результате ДТП, может обратиться, а может не обратиться в страховую компанию виновника за выплатой по страховому полису ОСАГО, то есть, если человек не знает закон, он не обратится, и страховая компания не потратит деньги, а если знает закон, то обратится, а почему государство не сделает данную процедуру автоматической? Попал в ДТП на такси — получи выплату как по ОСГОП, так и по ОСАГО со страховой компании виновника.

 

Попал вДТП, а у виновника не оказалось страховки ОСАГО — получи выплату от государства, ведь именно органы государственной власти осуществляют контроль в данной сфере, и получается, что полис ОСАГО у другого участника ДТП отсутствовал по причине того, что органы государственной власти некачественно выполняли возложенные на них обязанности, и вот такое отношение будет абсолютно честным со стороны государства по отношению к гражданину.

В любом случае в этом вопросе остается еще много темных пятен, которые придется устранять уже в судебном порядке и именно поэтому я всегда говорю так: - "Хороший юрист это выгодно!"